Doom-metal. Что это такое? Пожалуй, это один из самых сложных вопросов, ставший уже темой не одного ожесточенного спора. Но все же, кое-какие черты этого жанра можно назвать вполне точно и определенно.
В основе дума лежит металл, причем наполненный мрачностью, печалью, депрессией и меланхолией. Все это создает настолько темную и мрачную атмосферу, какая не создается, пожалуй, больше ни в одной музыке. В противоположность большей части остального металла, дум, как правило, очень медленный и тягучий, чрезвычайно тяжелый, как благодаря низко настроенным гитарам (иногда вплоть до до-диез, вместо обычных ми и ми-бемоль), так и благодаря широкому использования в музыке диссонансов и звучаний, непривычных и резких для обычного уха.
Сейчас многие полагают, что основателями дума были Black Sabbath, но все же это не совсем верно. Да, действительно, Black Sabbath являются одними из основателей современного металла, но говорить, что это дум - все равно, что причислять к этому жанру всех современных металлистов за их тяжелое и мрачное звучание. Хотя, несомненно, Black Sabbath оказали огромное влияние на те команды, которые создавали основы жанры и формировали его в том виде, в котором он ныне и пребывает.
Если рассматривать историю дума, то его зарождение и первые корни можно увидеть еще в 70-х годах. Хотя звучание команд того времени значительно отличается от того, что мы слышим на музыкальной сцене сейчас, но уже тогда в работах таких групп, как упоминавшиеся Black Sabbath, Iron Butterfly и некоторых других начали появляться первые черты и риффы, хотя еще и далекие от современности, но начавшие определять и формировать звучание своих последователей.
80-е годы принесли не только новые веяния, но и новые проблемы. Это было достаточно тяжелое время для многих музыкантов, как связанных с думом, так и не имеющих к нему никакого отношения. В то время возникли и стали называть себя "heavy metal" такие команды, как Def Leppard и Bon Jovi, а на металлической сцене царил thrash/death.
Пресса старательно навешивала ярлык "heavy metal" на любую группу, одетую в кожу и носящую длинные волосы, и, несмотря на довольно большое количество команд, достойных именоваться думом, они были просто численно задавлены различным глэмом. В 80-е годы также возникают многие коллективы, играющие thrash/speed, и, естественно, это время окончания периода новой волны британского хэви. Так что в эпоху, когда определяющим фактором в металле стала скорость игры, дум не мог сильно возвыситься.
Но, несмотря на это, многие команды 80-х нельзя сбрасывать со счетов. Одна из заслуживающих упоминания групп - Trouble. Родом из Чикаго, группа была основана еще в 1979 году, но завоевала популярность только к 1984. Музыка имеет в своей основе тяжелый, медленный, тянущийся хэви-метал, с явным влиянием Black Sabbath.
Еще одна думовая команда того времени - Saint-Vitus. Из их работ лучшая - альбом 1992 года "Children of Doom", превосходный пример похоронно-депрессивного звучания, и работа, действительно достойная именования эпической.
Среди интересных проектов 80-х нельзя не отметить шведов Candlemass. В 1986 году они выпустили альбом "Epicus Doomicus Metallicus", заметную веху в истории раннего дума. Материал альбома основам все на том же Black Sabbath, но с явными современными влияниями. Лучшим временем для группы был период их работы с вокалистом Messiah Marcolin, обладавшим исключительно чистым, глубоким голосом и всегда облаченным в монашескую рясу. Хороший обзор творчеству музыкантов дает их диск "As It Is, As It Was: The Best Of Candlemass" (1994).
Другим пионером дума в конце 80-х была группа Ли Дорриана Cathedral. Когда Ли покинул в 1989 Napalm Death, никто не ожидал от него такой резкой перемены в творчестве. В противоположность сверхбыстрой и агрессивной музыке Napalm Death, первые работы Cathedral были очень медленным и чрезвычайно тяжелым думом в своей чистейшей форме (альбомы "In Memorium" и "Forest of Equilibrium"). Их более поздние работы постепенно становятся более рОковыми, и атмосфера дума начинает исчезать.
Начало девяностых ознаменовалось изменениями в стане дум-металла, которые привели к его второму рождению. Вновь возникающие команды начали постепенно смешивать исконный doom и death metal. Ранние работы, как, например, альбом Winter "Into Darkness" (1990) и отличное демо Thergothon "Fhragn-nagh Yog-Sothoth" (1991), вышли за рамки традиций и сформировали фундамент для последующих экспериментов. Но все же они не смогли добиться того успеха, который выпал на долю более поздних групп. На современный же уровень death/doom вывели три команды из Англии, работы которых выпустил один и тот же лейбл Peaceville.
Первыми были Paradise Lost в 1990 году с альбомом "Lost Paradise" (в котором чувствовалось сильной влияние death metal). Следующий же их альбом, "Gothic" (1990), окончательно определил звучание современного дума.
Их коллеги по лейблу, My Dying Bride, своими работами и своим звуком послужили толчком к рождению сотен новых думовых команд. Уже их первый альбом 1991 года "Symphonaire Infernus Et Spera Empyrium" показал, что этой группе суждена слава, и вторая их работа, "Turn Loose the Swans" (1993), окончательно закрепила за ними статус величайшей группы современного дума. И третьей группой, оказавшей огромное влияние на жанр, стала Anathema. Сложно переоценить значение их альбомов "Crestfallen" (1992) и "Serenades" (1993).
В середине 90-х потребность в экспериментах, охватившая весь металлический мир, коснулась и дума. В результате развитие жанра пошло по различным направлениям, путем изменения звука, степени тяжести и скрещивания с различными родственными жанрами. Такие группы, как The 3rd and the Mortal представили более атмосферное звучание на альбомах "Sorrow" и "Tears Laid in Earth" и были одной из первых металлических команд, которые использовали ведущий женский вокал на протяжении всего альбома.
Эксперименты в различных направлениях и привели к появлению различных типов дума, которые мы имеем на сцене на сегодняшний день: от близкого к традиционному, медленного и безжизненного звучания Esoteric, Evoken и Skepticism до готик-дума Theatre of Tragedy и классики Therion.
Все это постепенно приводит к размытию рамок жанров, а группы, когда-то стоявшие у истоков и оказывавшие огромное влияние на формирование и продвижение дума, постепенно отдаляются от своих корней, начиная осваивать соседние владения. Типичные примеры - последние работы Paradise Lost и Theatre of Tragedy.
В настоящее время пытаться определить рамки жанра по какому-то конкретному звучанию - значит, определить только его малую часть. Смешение дума с различными стилями и направлениями, от индастриала и блэка до классики, дает огромную гамму звучания, которая все еще продолжает развиваться и расширяться.